Събота, 23.11.2024, 01:45
Main » Ad Board » ДРЕВЕН ЕГИПЕТ И АФРИКА » Изкуство

М. А. Чегодаев - Папирусная графика древнего Египта
29.08.2021, 07:43

Илюстрациите към папирусни свитъци с различно съдържание са една от най-оригиналните и любопитни насоки в развитието на древноегипетското изкуство. Настоящото проучване разглежда рисунките в папирусите на известната Книга на мъртвите от времето на XVIII и XIX династии.

Михаил Андреевич Чегодаев - Папирусная графика древнего Египта: Рисунки на папирусах "Книги Мертвых" 18-19 династий, Москва, Государственный институт искусствознания МК РФ, 2002

на руски език, от Google Drive, формат PDF. Сваляне с ляв бутон (downloading by left button) от страницата на предоставящия сървър, после през бутона стрелка надолу/after by down arrow button.

 

Added by: Admin | | Tags: XVIII династия, XIX династия, древноегипетска литература, Древен Египет, Книга на мъртвите, Ново царство, древноегипетско изкуство
Views: 635 | Placed till: 29.09.2021 | Rating: 0.0/0
Total comments: 2
1 Admin  
0
Почти во всех крупных музеях Европы и Америки (не говоря уже о Египетском музее в Каире) хранится огромное число целых папирусов, имеющих интересные рисунки и множество фрагментов. И, тем не менее, до сих пор ни одной монографии о древнеегипетской папирусной графике не появилось. Здесь мы имеем практически полное выпадение из поля зрения исследователей целого вида искусства процветавшего в Египте с XV в до н.э. до III в н.э. - рисунков на папирусах эпохи Нового царства и последующих периодов вплоть до конца древнеегипетской цивилизации. 
Этот досадный пробел в изучении искусства Древнего Египта необходимо заполнить, ибо в лице иллюминированных (как их принято называть) папирусов мы имеем уникальнейший пример, видимо, первого в истории случая сочетания на одном листе текста и поясняющего его изображения, причем во множестве экземпляров и подчас высочайшего качества. С началом Нового царства наступает золотой век этого вида искусства. В это время появляется множество папирусов с записями самых различных текстов - мифологических, религиозных, магических и других, сопровождаемых цветными рисунками.Наше исследование базируется на папирусах «Книги Мертвых» из разных собраний (общим числом 52), но основу его составляют великолепно иллюстрированные свитки папирусов Каи (Варшава инв. № 21884), Ха (Турин 8438), Небкеда (Лувр 3068 + 3113), Неферубене-фа (Лувр 3092 + Монпелье), Йуйи (Каир JE 51189), папирус Райниш (Вена 10494-7) для XVIII династии и папирусы Ани (Брит. Муз. 10470), Хунефера (Брит. Муз. 9901), Нахта (Брит. Муз. 10471), Кенны (Лейден Т2), Неферренпета (Брюссель Е 5043 + Филадельфия Е 2775, 16720-22), Сутимеса (Париж, Нац. Библ. 38/45) для XIX династии. Для работы привлекаются источники и иного рода: «Книга Амдуат» и др. «книги», росписи саркофагов и наосов, а так же росписи гробниц - в основном - некрополя Дейр эль-Медины, имеющие генетическое родство с иллюстрациями «Книги Мертвых».

2 Admin  
0
Появившись в самом начале XVIII династии как ответвление стенной живописи, папирусная графика очень быстро выработала целый ряд приемов и принципов, обусловленных жанром миниатюры, выделившись в самостоятельный вид древнеегипетского искусства, естественно развиваясь в его русле и неся на себе все присущие черты каждой конкретной эпохи его развития. Это был совершенно новый вид искусства и ему приходилось решать целый ряд специфических задач - в первую очередь это - связь изображений с иероглифическим текстом и его содержанием в рамках узкого протяженного свитка.

Наибольшего расцвета папирусная графика достигает в эпоху XIX династии. В это время художниками были решены все основные стоящие перед ними задачи, и папирусный свиток являлся законченным цельным произведением, где текст и относящиеся к нему иллюстрации находятся в гармонично сбалансированном смысловом и изобразительном равновесии. Выработав целый ряд приемов и принципов композиционного построения, египетские художники научились добиваться необычайной целостности всего произведения, обладающего непрерывным внутренним движением, и логичного гармоничного единства целого (свиток) и его составных частей (лист, изобразительный блок).

В то же время папирусная графика оказала и определенное влияние на монументальную живопись; некоторые сюжеты «Книги Мертвых» были перенесены на стены гробниц вместе с приемами и особенностями, выработанными папирусной графикой. В этом отношении данный вид древнеегипетского искусства сыграл, видимо, большую роль, чем можно было предполагать.

Но думается, что основным значением папирусной графики была ее неразрывная связь с текстом, содержание которого она поясняла, уточняла, изображала. Таким образом, мы видим появление первой в истории иллюстрации, а вместе с ней и возникновение тех проблем и задач, которые решаются искусством книги.

Здесь мы рассматривали папирусную графику только применительно к иллюстрациям «Книги Мертвых» - одного из важнейших памятников древнеегипетской религии, дошедшего до нас в очень большом количестве экземпляров. Таким образом, наше исследование фактически свелось к разбору художественной стороны «Книги Мертвых», но, поскольку она являлась, видимо, самым основным произведением папирусной графики, было логично начать именно с нее.

Думается, что дальнейшее изучение рисунков на папирусах «Книги Мертвых» может оказаться плодотворным в плане систематизации изображений и выявления особенностей, связанных с творчеством различных художественных школ и т.д., а ввиду огромного числа дошедших до нас целых папирусов и фрагментов - возможно и определения принадлежности некоторых свитков тому или иному мастеру. Во всяком случае представляется, что изучение папирусной графики Древнего Египта может внести значительный вклад в наше представление и понимание египетского искусства.

Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]