До дешифровки египетской иероглифики Ж.-Ф. Шампольоном основой знаний европейцев о древнеегипетской цивилизации были источники на классических языках, создававшиеся вплоть до эпохи раннего средневековья. Примерно в середине XX в. классические источники вновь стали объектом пристального внимания исследователей- египтологов под несколько иным углом зрения— как свидетельство контактов цивилизаций Египта и античности и происходившего при этом их взаимовлияния.
Во-первых, многие из писавших о Египте античных авторов имели хотя бы некоторый контакт с египетской цивилизацией, что создавало возможность для восприятия ими категорий египетской религии более адекватного, чем у современных исследователей. Во-вторых, в эпоху древности только античные авторы попытались дать обобщающее описание основных древнеегипетских мифологических сюжетов, что в рамках собственно египетской религиозной традиции считалось ненужным и ни разу не было сделано. Однако в связи с изучением таких описаний встает вопрос об искажениях специфики египетского мировоззрения и религии, которые неизбежно возникали в процессе восприятия и объяснения древнеегипетской культуры и религии греко-римскими авторами. Разносторонний и многоаспектный феномен «греческой интерпретации» зародился еще в период первых контактов греков с египтянами. Под этим термином в науке понимается процесс восприятия и объяснения древнеегипетской религии греко-римскими авторами. Одним из аспектов этой проблемы можно считать процесс заимствования и распространения египетских культов в греко-римском мире.
Предлагаемая диссертация посвящена изучению «греческой интерпретации» легенды об Исиде и Осирисе, которых, без сомнения, можно назвать самыми известными в античном мире египетскими божествами (да и в самой египетской религии эти божества с эпохи Среднего царства были одними из наиболее почитаемых). Миф об Осирисе и Исиде не был забыт вплоть до средневековья, откуда потом перешел в эпоху возрождения и в новое время (также со своей спецификой интерпретации).
Популярность мифа в позднем Египте и греко-римское время объясняется необычайной живучестью и, можно сказать, актуальной универсальностью и «человечностью» мифологических образов и моделей, лежащих в основе легенды об Осирисе. Это история об убийстве доброго брата злым, благого правителя коварным и нечестивым, история преданной жены, история любящей матери и ее сына, история отмщения сына за убийство своего отца и торжества законного наследника над узурпатором1. Следует подчеркнуть, что работа сосредоточена на анализе интерпретации именно мифа об Осирисе, а не культа Осириса и Исиды вообще.
Для относительно полной реконструкции легенды об Осирисе и Исиде необходимо провести источниковедческий анализ связанной с ней античной и египетской традиции. Источниковедческий обзор (первая глава диссертации) посвящен характеристике обширного массива письменных источников, причем многие тексты впервые вводятся в оборот в контексте данной темы. Хронологический охват античных и христианских источников достаточно велик (VI в. до н.э—XII в. н.э. — со времен логографов и Геродота до эпохи раннего средневековья) и определяется тем отрезком времени, на протяжении которого в работе планируется осветить эволюцию интерпретации мифа об Осирисе. В рамках этого обширного периода можно выделить четыре принципиально важных узловых этапа: доэллинистический (VI—IV вв. до н.э.), эллинистический (Ш—I вв. до н.э.), римский (I в. до н.э.—П в. н.э.) и позднеантично-христианский (ИТ—ХП вв.). Именно на этих хронологических «узлах», которым соответствуют как определенные комплексы источников, так и отразившиеся в них этапы восприятия египетских мифологических реалий, сконцентрировано основное внимание в нашем исследовании. Классификация источников по данным «узлам», таким образом, соответствует его главной задаче. Во второй главе диссертации дается историографический обзор проблемы «греческой интерпретации» и в ее рамках рассматриваются монографии, посвященные собственно мифу об Осирисе. Третья глава диссертации («Интерпретация мифа об Осирисе в греко-римской и позднеантичной традиции») представляет собой попытку реконструкции мифа с учетом всех «побочных» и «вульгарных» версий.